Теория развития Аналитического Коучинга

 

Аналитический коучинг и теории развития, рефлексы и доминанты и их связь с группами мифов и режимами воображения

 

“Глубина всех трех групп обосновывается по Дюрану тем, что они соответствуют одному из трех фундаментальных, доминантных рефлексов новорожденного существа.

 

Дюран основывается в своей типологии на русской школе физиологии – в частности, на трудах Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927) и Алексея Алексеевича Ухтомского (1875-1942).

 

Доминанта (по А.А.Ухтомскому) характеризуется полным подчинением всех прочих реакций организма, которые ведут или могут привести к снятию (удовлетворению доминантной потребности) или снижению состояния доминанты.

 

По Бехтереву, рефлексы уже в младенческом возрасте закладывают основные модели отношения человека к внешнему миру. «Рефлекс есть способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него», пишет Бехтерев(6). Для Дюрана это важно: это «относительно устойчивое равновесия между организмом и комплексом условий, воздействующих на него», и есть аналог «антропологического траекта» или его материальное воплощение» (Дугин).

 

Если последовательно подходить к развитию представлений и теорий развития, то мы не можем не принять во внимание и работы видного исследователя второй половины ХХ века, Станилава Гроффа.

 

Теория перинатальных матриц, которую выдвинул и обосновал Грофф, говорит о развитии человека начиная с перинатального периода и соответственно, то, что мы знали о рефлексах из работ Ухтомского-Бехтерева становится еще более ярким и впечатляющим. А именно:

 

1-я матрица

Период зарождения и формирования плода до того самого времени, когда зародыш почувствует вытеснения из материнского лона.

Этот период можно назвать инкубационным и по сути он является основанием для всего, что после мы стали называть питательным рефлексом, связанным эмпринтами и впечатлениями с бесконечно доброй, кормящей, щедрой и безопасной вселенной, в виде которой зародыш воспринимает тело матери, которое его окружает.

Этот период становится основанием для мифического ноктюрна, реализованной в мифе о райском наслаждении, нирваническом наслаждении, пространстве, в котором жизнь и смерть нивелированы и не имеют границ. В области рефлексологии доминантой мистической группы мифов режима ноктюрна является дигестивный (или нутритивный) пищеварительный (или питательный) рефлекс.

2-я матрица

Период, когда тело матери отторгает младенца из своего лона. Младенец получает устойчивый сигнал о том, что ему пришло время покинуть комфортное и надежное существование. Отторжение происходит ритмически, иногда схватки ослабевают, а иногда тело матери начинает работать активнее. В любом случае это неприятный, тревожащий период, в котором младенец впервые сталкивается с идеей ритма, отторжения от питательной среды, с появлением сил сопротивления, волей к жизни и страхом смерти. С точки зрения мифа мы получаем основание, для всего того, что впоследствии стало толковаться как миф драмматический, синтетический. В области рефлексологии синтетической группе мифов соответствует ритмо-сексуальный или копулятивный (половой) рефлекс, влечение к совокуплению и наслаждению.

 

По Дюрану, базовый траект копуляции состоит не просто в наслаждении – определенные формы наслаждения (равно как и травмы) человек получает во всех режимах, поэтому либидозные теории Фрейда, объясняющие подсознание как постоянного производителя сексуальности относятся не только к этой группе мифов, но ко всем их разновидностям. Дюран считает, что в копуляции важнее всего ритм, повторяемость одного и того же, а остальные ощущения и впечатления – вторичны и лишь добавлены к копулятивной доминанте (как к воспроизведению ритма) в качестве акциденций.

3-я матрица

Фаза рождения нового человека, прохождение родовых путей.

Этот период – самый трудный фрагмент жизни человека, а все остальные трудности в жизни, связаны с проекцией рождения на актуальный контекст.

 

В этот период тело младенца впервые встречается с материальным окружением и встречается в самой тяжелой из возможных ситуаций.

Травматика рождения – это первые впечатления от встречи с трудностями бытия и это же есть матрица переживаний при становлении субъекта, покидающего мир комфорта и обредающего свою независимость.

С момента прохождения родовых путей матери, человека отделяет от нирваны и райского наслаждения большой пласт переживаний связанных с соматической травматикой. Именно в этот период человек впервые распрямляет спину и встает на путь борьбы, обретает импульс свободы и связанных с ней переживаний. В 3-й матрице происходит зарождение героя, а «героический миф» соотносится с «постуральным рефлексом». Это рефлекс вставания младенца. В 6 месяцев человеческий ребенок начинает садиться, а к году вставать и пытаться ходить.

Уровень коллективного сознания, социальные задачи.

На этом уровне коуч оснащает клиента/группу технологиями расширения представлений о своих возможностях в реализации планов, организовывает процессы открытия видения, работы индивидуума в группе, командное взаимодействие, взаимодействие группы/организации с социумом в большем масштабе;

4-я матрица

Период адаптации Нового человека к новым условиям бытия.

Адаптация вклчает в себя нозальный рефлекс, синдром первого вдоха,

 

Далее развитие человека определяются оральной, анальной и фалической стадиями развития. Что подробно описано в работах Анны Фрейд и Мелони Кляйн. Окончательное завершение становления личности происходит на фазе реализации эдипого комплекса, в реализации которого, человек окончательно получает профиль своей многогранной личности.


Возврат к списку