Аналитический коучинг: Паруса, наполненные ветром... (часть 2)
Валерия Парамонова - преподаватель Института Психологии Творчества, тренер «Пирамиды Развития». Однако сегодня с Валерией побеседовали как со студентом-выпускником курса Аналитический Коучинг. Встречаем!
Продолжение. Часть 2.
- Валерия, сложно ли было учиться на курсе Аналитического коучинга (АК)?
- Для человека, ведущего бизнес, плюс консультации - достаточно сложно: длинный курс, тяжело удержаться в учебном процессе. А что касается самого обучения – не тяжело, только 24 часов в сутках мало.
- А если оценить динамику развития Вашей коучинговой компетенции по десятибалльной шкале, на сколько баллов Вы чувствовали себя коучем, когда только пришли на курс АК, и сейчас? Давайте поисследуем, как на Пирамиде Развития, точки «входа» и «выхода», чтобы «отшкалировать» результат обучения.
- До эриксоновского коучинга я все-таки выступала как эксперт по бизнесу и психотехникам. После обучения коучингу я уже предлагала клиентам модель, которая раскрывала их внутренние ресурсы наилучшим образом. Но консультант и коуч полноценно так и не соединились во мне.
В этом смысле как коуч я вошла на курс АК, наверное, с компетенцией на три балла – такова была «точка входа». Повторюсь, я пыталась в свое консультирование привнести элементы коучинга, - это было ценно, но на «3». А по окончании года обучения на курсе Аналитического коуча – оцениваю на «8». Мой коучинговый «цветок» расцвел. Аналитическая коуч-модель соединилась, интегрировалась с моей экспертностью консультанта.
В связи с тем, что эти две реальности слились, я сейчас работаю со своим новым позиционированием и потому оценила результат на 8 баллов. Должно сформироваться какое-то новое позиционирование моей деятельности.
- А что ценного и полезного Вы получили, пройдя курс АК?
- Годовой курс позволил созреть мне как профессионалу. Мое коучинговое «ожерелье» собиралось по бусинкам. За время обучения несколько раз менялось видение: как работать с клиентом и как интегрировать эту профессию в свою жизнь. Предполагаю, что если бы я не прошла это обучение, то упустила бы в своей жизни очень многое. Я рада, что обрела эту возможность.
Время – невосполнимый ресурс, его не вернуть. Кстати, одна из задач коучинга – это сэкономить время для клиента в достижении его целей. Конечно, он может и сам что-то достигнуть, но на это потребуется намного больше времени, чем при работе с коучем. В результате, часто экономятся годы жизни. И мое обучение на АК – это сбережение главного ресурса времени моей жизни. Неизвестно, сколько бы времени мне понабилось, чтобы самостоятельно получить весь этот практический опыт ведения коучинга. Предполагаю, что мне потребовалось бы много лет, чтобы работать на том уровне профессионализма, который есть сейчас, благодаря обучению на АК.
- Поделитесь, пожалуйста, любимым инструментом для самокоучинга.
- Даже не из маркетинговых целей скажу, что это – Пирамида Развития. Напомню, Пирамида Развития – модель мышления и инструмент, предназначенный для индивидуальной и групповой работы под руководством коуча. Использование Пирамиды в работе с самим собой или с клиентом позволяет за 4-5 ходов находить ответ почти на любой вопрос. Конечно, для этого нужно проходить сертифицированное обучение.
Но на начальном этапе, чтобы лучше познакомиться с Пирамидой, ее можно использовать и в игровом формате. Например, наугад ткнуть пальцем в какое-то слово на Пирамиде, чтобы получить ответ на волнующий вопрос. Даже в этом случае часто приходит понимание: ага, вот, что сейчас мне нужно делать. Помните, детский «самокоучинг»? Договариваешься с собой: сейчас я открою книгу на 100 странице, третий абзац сверху. И там будет написано, что мне нужно делать… Этакое детское гадание по книжке. Человек, который пока не прошел курс, может так же интуитивно и наивно использовать Пирамиду.
- Расскажите о любимых профессиональных «фишечках».
- Любимую «фишечку», которую применяю в Пирамиде Развития (ПР), я взяла на семинаре у Спинелли. В самом начале работы с Пирамидой я спрашиваю у клиента: «Какое качество вас определяет?» Например, он отвечает: я надежный. И вот такой человек-надежный проходит Пирамиду и решает свою проблему.
Что предлагает Спинелли? После того, как клиент прошел ПР, нужно, чтобы он поставил свою идентичность под сомнение. Коуч ему задает вопрос: «А как бы прошли тот же самый путь, если вы не надежный и видите в этом ценность?» То есть клиенту нужно в такую позицию встать, что это ценно и хорошо – быть не надежным. И осознать, как бы он тогда прошел свой путь? Смысл в том, чтобы сначала пройти по ПР в своей идентичности, а потом – в противоположной. Кстати, благодаря Пирамиде, есть 49 способов посмотреть на одну и ту же задачу. Это позволяет хорошо прокачать личностное развитие и расширить сознание.
Фактически, даже чтобы на шаг назад пройти в другую идентичность, нужно войти в метамодернистскую позицию, увидеть в том, что я не есть, тоже ресурс и силу.
- По сути, это раскрытие своей тени, теневой стороны личности, в которой находится большой потенциал. Кстати, метамодерн – это состояние игры… Предлагаю в игровой форме, наугад ткнув пальцем в Пирамиду, дать пожелания тем, кто пойдет на ближайший курс АК.
- Хорошо! (смеется). Не глядя, касаюсь Пирамиды – попадаю в слово «Информация» на грани «Влияние».
- Расшифруйте для читателей, что это означает в нашем контексте.
- Очевидно, что человек, обладающий информацией, оказывает большее влияние на окружающую среду. Это один вектор расшифровки. Или можно сказать: та информация, которую вы получите на этом курсе, окажет огромное влияние на ваше дальнейшее движение в жизни. А если амплификацировать (расширить) это понятие, то нужно пройтись по пятому уровню Пирамиды. И там такие слова: «вождь» на грани «лидерство», «друг» на грани «коммуникация». Далее – «познание» на пирамиде потребностей Маслоу, «ценности» – на логических уровнях и «эгрегоры» на грани сознания. Как вам такой вариант?
- Если перевести на популярный язык для читателей, далеких от Пирамиды: обучение даст новую информацию и качество жизни, усилятся лидерские качества и уровень влияния (в хорошем смысле этого слова). Более того, это будет сплоченный курс – у вас там появятся друзья. И последнее – «эгрегоры» - вы вольетесь в сообщество Международной Ассоциации Аналитических Коучей (МААК)…
- Это и сообщество учеников, и сообщество Института психологии творчества – само по себе обогащающее, развивающее, поддерживающее.
- … Богатая пища для размышления. Что-то еще хотелось бы добавить?
- Благодаря этой беседе, я еще раз осознала, каким ценным был для меня курс Аналитического коучинга. Сам собой возник ответ на вопрос: «Если бы я смогла повернуть время вспять, пошла бы я на курс АК»?
- И что бы Вы себе ответили?
- Я пошла бы на курс АК с гораздо большей уверенностью и энтузиазмом, чем сделала это на самом деле. Глядя назад, понимаю, что это был правильный и значимый шаг в моей жизни и карьере. Я сделала правильный выбор!
Беседовал А. Сигутин
Продолжение. Часть 2.
- Валерия, сложно ли было учиться на курсе Аналитического коучинга (АК)?
- Для человека, ведущего бизнес, плюс консультации - достаточно сложно: длинный курс, тяжело удержаться в учебном процессе. А что касается самого обучения – не тяжело, только 24 часов в сутках мало.
- А если оценить динамику развития Вашей коучинговой компетенции по десятибалльной шкале, на сколько баллов Вы чувствовали себя коучем, когда только пришли на курс АК, и сейчас? Давайте поисследуем, как на Пирамиде Развития, точки «входа» и «выхода», чтобы «отшкалировать» результат обучения.
- До эриксоновского коучинга я все-таки выступала как эксперт по бизнесу и психотехникам. После обучения коучингу я уже предлагала клиентам модель, которая раскрывала их внутренние ресурсы наилучшим образом. Но консультант и коуч полноценно так и не соединились во мне.
В этом смысле как коуч я вошла на курс АК, наверное, с компетенцией на три балла – такова была «точка входа». Повторюсь, я пыталась в свое консультирование привнести элементы коучинга, - это было ценно, но на «3». А по окончании года обучения на курсе Аналитического коуча – оцениваю на «8». Мой коучинговый «цветок» расцвел. Аналитическая коуч-модель соединилась, интегрировалась с моей экспертностью консультанта.
В связи с тем, что эти две реальности слились, я сейчас работаю со своим новым позиционированием и потому оценила результат на 8 баллов. Должно сформироваться какое-то новое позиционирование моей деятельности.
- А что ценного и полезного Вы получили, пройдя курс АК?
- Годовой курс позволил созреть мне как профессионалу. Мое коучинговое «ожерелье» собиралось по бусинкам. За время обучения несколько раз менялось видение: как работать с клиентом и как интегрировать эту профессию в свою жизнь. Предполагаю, что если бы я не прошла это обучение, то упустила бы в своей жизни очень многое. Я рада, что обрела эту возможность.
Время – невосполнимый ресурс, его не вернуть. Кстати, одна из задач коучинга – это сэкономить время для клиента в достижении его целей. Конечно, он может и сам что-то достигнуть, но на это потребуется намного больше времени, чем при работе с коучем. В результате, часто экономятся годы жизни. И мое обучение на АК – это сбережение главного ресурса времени моей жизни. Неизвестно, сколько бы времени мне понабилось, чтобы самостоятельно получить весь этот практический опыт ведения коучинга. Предполагаю, что мне потребовалось бы много лет, чтобы работать на том уровне профессионализма, который есть сейчас, благодаря обучению на АК.
- Поделитесь, пожалуйста, любимым инструментом для самокоучинга.
- Даже не из маркетинговых целей скажу, что это – Пирамида Развития. Напомню, Пирамида Развития – модель мышления и инструмент, предназначенный для индивидуальной и групповой работы под руководством коуча. Использование Пирамиды в работе с самим собой или с клиентом позволяет за 4-5 ходов находить ответ почти на любой вопрос. Конечно, для этого нужно проходить сертифицированное обучение.
Но на начальном этапе, чтобы лучше познакомиться с Пирамидой, ее можно использовать и в игровом формате. Например, наугад ткнуть пальцем в какое-то слово на Пирамиде, чтобы получить ответ на волнующий вопрос. Даже в этом случае часто приходит понимание: ага, вот, что сейчас мне нужно делать. Помните, детский «самокоучинг»? Договариваешься с собой: сейчас я открою книгу на 100 странице, третий абзац сверху. И там будет написано, что мне нужно делать… Этакое детское гадание по книжке. Человек, который пока не прошел курс, может так же интуитивно и наивно использовать Пирамиду.
- Расскажите о любимых профессиональных «фишечках».
- Любимую «фишечку», которую применяю в Пирамиде Развития (ПР), я взяла на семинаре у Спинелли. В самом начале работы с Пирамидой я спрашиваю у клиента: «Какое качество вас определяет?» Например, он отвечает: я надежный. И вот такой человек-надежный проходит Пирамиду и решает свою проблему.
Что предлагает Спинелли? После того, как клиент прошел ПР, нужно, чтобы он поставил свою идентичность под сомнение. Коуч ему задает вопрос: «А как бы прошли тот же самый путь, если вы не надежный и видите в этом ценность?» То есть клиенту нужно в такую позицию встать, что это ценно и хорошо – быть не надежным. И осознать, как бы он тогда прошел свой путь? Смысл в том, чтобы сначала пройти по ПР в своей идентичности, а потом – в противоположной. Кстати, благодаря Пирамиде, есть 49 способов посмотреть на одну и ту же задачу. Это позволяет хорошо прокачать личностное развитие и расширить сознание.
Фактически, даже чтобы на шаг назад пройти в другую идентичность, нужно войти в метамодернистскую позицию, увидеть в том, что я не есть, тоже ресурс и силу.
- По сути, это раскрытие своей тени, теневой стороны личности, в которой находится большой потенциал. Кстати, метамодерн – это состояние игры… Предлагаю в игровой форме, наугад ткнув пальцем в Пирамиду, дать пожелания тем, кто пойдет на ближайший курс АК.
- Хорошо! (смеется). Не глядя, касаюсь Пирамиды – попадаю в слово «Информация» на грани «Влияние».
- Расшифруйте для читателей, что это означает в нашем контексте.
- Очевидно, что человек, обладающий информацией, оказывает большее влияние на окружающую среду. Это один вектор расшифровки. Или можно сказать: та информация, которую вы получите на этом курсе, окажет огромное влияние на ваше дальнейшее движение в жизни. А если амплификацировать (расширить) это понятие, то нужно пройтись по пятому уровню Пирамиды. И там такие слова: «вождь» на грани «лидерство», «друг» на грани «коммуникация». Далее – «познание» на пирамиде потребностей Маслоу, «ценности» – на логических уровнях и «эгрегоры» на грани сознания. Как вам такой вариант?
- Если перевести на популярный язык для читателей, далеких от Пирамиды: обучение даст новую информацию и качество жизни, усилятся лидерские качества и уровень влияния (в хорошем смысле этого слова). Более того, это будет сплоченный курс – у вас там появятся друзья. И последнее – «эгрегоры» - вы вольетесь в сообщество Международной Ассоциации Аналитических Коучей (МААК)…
- Это и сообщество учеников, и сообщество Института психологии творчества – само по себе обогащающее, развивающее, поддерживающее.
- … Богатая пища для размышления. Что-то еще хотелось бы добавить?
- Благодаря этой беседе, я еще раз осознала, каким ценным был для меня курс Аналитического коучинга. Сам собой возник ответ на вопрос: «Если бы я смогла повернуть время вспять, пошла бы я на курс АК»?
- И что бы Вы себе ответили?
- Я пошла бы на курс АК с гораздо большей уверенностью и энтузиазмом, чем сделала это на самом деле. Глядя назад, понимаю, что это был правильный и значимый шаг в моей жизни и карьере. Я сделала правильный выбор!
Беседовал А. Сигутин
21.02.2019