Лариса Романова: “Аналитический коучинг, как картина Кандинского...”

Лариса Романова: “Аналитический коучинг, как картина Кандинского...”

Знакомьтесь! Лариса Романова – психолог, инструктор Нейрографики, выпускник курса «Аналитический коучинг» и просто невероятно открытый, искренний и живой человек.

- Лариса, как пришли в Аналитический коучинг (АК)?

- Как психолог я вела оффлайн практику. Для повышения квалификации стала искать разнообразный инструментарий, но мне ничего не ложилось на душу. Пока не обнаружила сначала нейрографику, а затем экспериментальный курс Аналитического коучинга. Я сразу поняла: это то, что мне надо. Хотя тогда и понятия не имела, что такое коучинг. Я стала им заниматься, скорее, «от противного», вопреки. Включилось подростковое желание сделать все наоборот и стать крутым специалистом-коучем, в пику знакомым психоаналитикам и крутым психологам, особенно экзистенциальным, которые достаточно уничижительно и пренебрежительно относились к коучингу. Поскольку в том контексте я была, как подросток, то подумала: «Если такие серьезные люди говорят, что это ерунда, то мне надо попробовать и самой в этом разобраться». Видимо, это было решающим, и я пошла одновременно на два курса: «Аналитический коучинг» и «Инструктор нейрографики». Инструкторский окончила, получила Диплом, вступила в Союз художников.

- Как часто в своей практике Вы применяете нейрографику?

- Лично в моей работе этот инструмент применяю периодически, но далеко не со всеми клиентами. Примерно из 100% клиентов, которые ко мне приходят, нейрографика применяется к 15-20% из них. А вот аналитический коучинг пригождается максимально, потому что ко мне приходят юристы, экономисты, бухгалтеры, фитнес-тренеры – люди рационального склада ума.

- А с какими запросами клиенты чаще всего обращаются?

- Основное – что с подростками, что со взрослыми – это поиск себя в себе самом в любых ситуациях. «Не знаю, чего я хочу, а как это понять – тоже не знаю», - такова бОльшая часть запросов, причем из совершенно разных областей жизни, будь то отношения невестки со свекровью или профессиональная деятельность.

- Часто встречается запрос, особенно, у женщин: «Научите меня хотеть, что хотеть» - состояние неопределенности. А здесь нейрографика разве не помогает, АВН, например?

- Тем, кто ко мне приходят, сначала нужно подставить плечо партнера, чтобы их «вытащить из болота». А только потом у них открывается восприятие и чувственная сфера. Как только они начинают «видеть бабочек», дышать по-другому, «листочки и цветочки» различать, – я чуть отхожу в сторону. И здесь уже можно запускать нейрографику. В моей практике нейрографика включается только, когда человек может освободиться от этих нахлынувших безумных страшных эмоций.

- Насколько сейчас в Вашей результативной работе с клиентами помогает то, что Вы прошли обучение АК?

- На все сто. Просто нет слов от благодарности – одни эмоции (смеется). Честно скажу, из меня выдавить то, что я не чувствую, какие-нибудь похвалы кому-то, - нереально. Искренне считаю, что Павел Михайлович Пискарев – гений. Например, если говорить о нейрографике, то он, фактически, взял за основу «почеркушки» людей, которые сидят на совещании и, вместо того, чтобы записывать за шефом, что-то на листочке рисуют. До нейрографики я неосознанно тоже так делала. На автомате закрашивала клеточки или рисовала ручкой горы, а потом, глядя на свои картинки, понимала, про что было совещание, и вспоминала, о чем говорил шеф.

- Кстати, в арт-терапии для лучшего усвоения лекционного материала советуют лепить разные фигурки из глины или пластилина. И потом эти фигурки, как якоря для информации, расставлять на полочку. Посмотрел на ту или иную фигурку и сразу вспомнил, о чем была лекция.

- Да, только то, что люди зачастую делают на автомате, бессознательно, в нейрографике структурировано и систематизировано, потому и метод эффективный. И дает хорошие результаты. А уж если говорить про квадранты модели Метамодерна Павла Пискарева, то это так же гениально, как таблица Менделеева. Это удивительно и работает, как швейцарские часы! Часто в своей коучинговой работе использую квадрантный табличный ряд: «фантазия», «мечта», «план», «реализация». С подростками это идет на «ура». Много раз проверено на практике! И с теми, кто входит в новую задачу, квадранты: «ребенок», «подросток», «взрослый», «мудрец» – на «раз» идет! То есть любое дело рождается и развивается именно так.

- Для читателей поясните, как используете эти разные квадранты из Метамодерна?

- Чаще всего как инструментарий, в зависимости от запроса клиентов. Это простой и понятный для большинства инструмент. Каждый из приходящих, и я в том числе, в своей жизни проходит любой из представленных в квадрантах этапов, причем все и вся взаимосвязано, и одно вытекает из другого. Это будто протянуто через всю жизнь, как связующая бусинки нить. Поэтому просто объяснить на пальцах: у тебя это уже было, ты много раз это уже делал, но в другом. Это самое яркое осознание, что ли.

- А кто для Вас человек метамодерна?

- Сегодняшние подростки, это, пожалуй, и есть люди метамодерна. Они настолько другие – у них нет этой «совковой» закваски, в которой я – мне 53 года – прожила. Волей-неволей мы свою историю тащим на наших плечах. Они – другие. Человек метамодерна – это тот, кто уже сейчас, подрастая, освобожден от определенных исторических условностей, которые навязываются ребятам их родителями, бабушками и дедушками. Нынешние подростки каким-то удивительным образом умудряются отбрасывать, что ли, отметать от себя все условности советского периода. В те времена «железного занавеса» люди жили под гнетом идеологической системы, и каждый был лишь «винтиком». Даже представить страшно: когда муж изменял жене, то она могла написать в партийную организацию, и та возвращала его домой…

То есть метамодерн – это совершенно новое восприятие мира через информационные технологии, которые сейчас развиваются колоссальным темпом, а также расширение возможностей и связей с другими и миром. Нет границ между странами: можно поехать и туда, и сюда, а значит, в моем «подростковом мозгу» нет границ в том, что я могу сделать. Они какие-то существуют, но их можно пройти. Это не бетонная стена, которая разрушает возможность моей реализации. В моем понимании метамодернист – это тот, кто думает, развивается и не имеет границ. Он внутренне свободен!

- Какова была динамика твоего личного развития как аналитического коуча в процессе обучения?

- Первые месяцы учебы – это эйфория, много нового, необычного, глаза горят, все делаешь, тексты пишешь, мотивация была очень высокая. Первые три месяца – потрясающая интереснейшая задача, много возможностей писать, выйти из тени для себя самой. Андрей Проворов нам давал задания по копирайтингу, ставил темы, которые раскрывали лично нас, пришедших на это обучение. И мы должны были публиковать это в фейсбуке открытым просмотром. Потом градус снизился. Тем не менее, это был прорыв.

Дальше начинается определенное сопротивление: зачем это надо, много лишнего… Это как в квадранте метамодерна: «Ребенок», «Подросток» – там тоже сопротивление. И дальше в этом сопротивлении начинаешь жить и на очень многое «забиваешь». Потом начинаешь ходить из угла в угол, пересматривать материалы вебинаров… достаточно сложно. Тем не менее, в какой-то момент это сопротивление тоже набирает то количество, которого достаточно, чтобы совершить прорыв. И этот переход: здесь еще подросток, а здесь – взрослый, тот, кто берет на себя ответственность, - происходит всегда через пробивание этой грани.

С одной стороны есть сопротивление, а с другой – ведь куда-то в подкорку вся эта информация, даже если я слушала вебинар через пень-колоду, все же туда заходит. И движуха все равно происходит на курсе. Все время поступают уведомления, кто-то что-то делает, и мне хочется делать с ними, пусть и через сопротивление, любопытство, как у подростка: я тут в стороне такой крутой стою, зачем мне все это надо… а че они там делают?.. И когда это количество сопротивления набирается, то совершается прорыв во взрослого. И, надо сказать, у меня тоже это было. Я для себя сделала такой переход, связанный с пониманием, что «да, конечно, есть многое, что мне не пригодится, но это расширяет мои возможности понимания мира.

Ведь не все же такие, как я. И у меня есть какой-то инструмент, который может быть неожиданно какому-то моему клиенту зайдет. А я, храня у себя в подкорке эту информацию, вдруг о ней вспомню – и это будет помощью». Это первое. Второе – если что-то недопоняла, я решаю: хорошо, положу это для себя, что называется, на книжную полку своей мозговой структуры. И если мне в какой-то момент нужно будет расширить границы уже приобретенных знаний, которые я получила через пень-колоду, то я к этому вернусь. И начну в этом ключе здесь и сейчас расширять и изучать пройденное достаточно подробно, когда мне оно понадобится. Тем не менее, любые знания, которые мной получены, полезны: я, как минимум, имею о них представление.

Ничего не было лишним, что можно было бы выбросить из системы. После перехода из «подростка» во «взрослого» ответственность мною принимается не просто как некая необходимость, а как то, что есть и как то, что дает мне возможность заземляться и чувствовать себя более насыщенной, уверенной.

- Открытия всегда совершаются на стыке наук. И действительно, когда такой широкий кругозор, кто знает: как потом это «выстрелит» в личностном или научном исследовании. А какой у Вас образ, метафора возникает, когда говорите про курс АК?

- Сразу картина Кандинского – геометрические фигуры, собранные; цветность, которой не убавить, не прибавить. То есть это какая-то конструкция, которую можно использовать. Глядя на нее, рождаются разные мысли. Метафорически говоря, для меня Аналитический коучинг, - как картина Кандинского.

- Аналитический коуч, кто он?

- Это достаточно собранный, целостный человек. Более того, в этой собранности присутствует его собственная проработанность, что способствует усилению клиента. Это человек, который осознает себя в состоянии «здесь и сейчас», который умеет видеть, слышать, чувствовать, понимать Другого. Это не значит, что он обладает колоссальным набором знаний – нет. Но аналитический коуч – тот, кто готов по одной фразе клиента, нанизанной на нитку разговора, а нитку предлагает аналитический коуч, строить помощь и давать клиенту возможные выходы из проблем... В работе своим клиентам часто пишу сказки и какие-то поэтические зарисовки. Вот, например, в одной из недавних сессий родилось такое:

Закрой глаза и смотри... Вглубь себя… Изучай и слушай… Нюхай и пробуй на вкус… Не бойся… Аккуратно и медленно… Почувствуешь, на ощупь и потихоньку… и тогда - ПОЙМЁШЬ И НАЙДЁШЬ, что ищешь… Не бойся… Закрой глаза и смотри!

- Самое время поделиться своим любимым инструментом для самокоучинга.

- Очень простой, встраиваемый в меня как необходимое и достаточное – не больше и не меньше, – это «Фантазия – мечта – план – реализация». Когда я не знаю, чего хочу: котлет, соленых огурцов или поехать отдохнуть, - то беру просто лист бумаги, делю его на четыре части, на 4 квадранта: «фантазия», «мечта», «план», «реализация», - и думаю: хорошо, что бы мне нафантазировать? И начинаю потоком сыпать туда все, что приходит в голову. Потом сделала перерыв, вычеркнула ненужное. Затем сравниваю с собой: «То, что я в фантазиях написала, хоть к какой-то имеет отношение моей мечте?» И обнаруживается: либо имеет, либо вообще не имеет.

Зато, откуда ни возьмись, берется мечта. Здесь и есть этот стык. Либо фантазиями мечта подтверждается, либо из-под фантазий выплывает мечта сама по себе, совершенно неожиданным образом. Но когда уже есть мечта, то она всегда в пространстве и во времени, ее можно пощупать руками, так как есть возможные, уже реальные картинки этой мечты. А дальше к этой мечте элементарно – план. Год это или месяц, я расписываю для себя, пусть маленькими шагами, каждый день. Не значит, что я буду это выполнять каждый день так, как я написала.

Но теперь я представляю эту свою дорогу по камушкам и вижу их цвет. И могу взять какой-то камушек и выбросить со своей дороги: моя же дорога, - а могу пойти обходным путем, потому что тут стоит знак «ремонт дороги», например. Тем не менее, я представляю свою дорогу стратегически через тактические ежедневные ходы, а это и есть операционная деятельность. И я неминуемо прихожу к реализации. Если только в пути, что тоже возможно, моя мечта не поменяется на другую. Мы же живые люди, это вполне вероятно… Вот такой самокоучинг, который работает всегда.

- Ваши пожелания будущим студентам Аналитического коучинга.

- Ребята, смелее навстречу страху! Вам будет страшно, у вас ничего не будет получаться. Вам будет так казаться. То, что кажется, не всегда есть то, чем является на самом деле. Много для себя почерпнете, найдете близких по духу людей. Атмосфера на курсе очень дружелюбная, - проверено на себе! Велкам, Добро пожаловать на АК!

Беседовал Андрей Сигутин
17.03.2020